EXPERT - consulting group
КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА «ЭКСПЕРТ»
Вход для Клиентов  На главнуюКонтактыКарта сайтаКонтактыEnglish version



08.11.2016Аккредитация в ПАО "НК Роснефть"
11.08.2016Совещание в Минэкономразвития России

Новости компании

07.07.2016Интервью генерального директора Михаила Васенина в Российской газете
06.07.2016КГ ЭКСПЕРТ в 20-ке крупнейших оценочных компаний России
29.06.2016Подтверждение системы качества ISO 9001:20151
Все новости компании  >>

Новости компании

04.02.2014
Опубликована статья исполнительного директора ООО «Консалтинговая группа «ЭКСПЕРТ» Гомзина Л.С. «Роль оценочной деятельности в приватизации государственной собственности»


Статья опубликована в декабрьском номере журнала «Новая экономическая ассоциация» на с. 171-174

Определение рыночной стоимости приватизируемых пакетов акций является одним из ключевых факторов успеха всего процесса приватизации. Сложившаяся в оценочной сфере ситуация негативно сказывается на результатах приватизации в России.

За последние несколько лет среди инвесторов активно обсуждается тезис о том, что государство распродает акции только тех предприятий, которые ему не интересны. Низкий уровень продаж пакетов акций в результате приватизации свидетельствует о том, что стартовая цена аукциона завышена. Как только принято решение о приватизации предприятия, сразу возникает вопрос стоимости продаваемого пакета акций. И здесь на первый план выходит расчет рыночной стоимости этого предприятия, которая и является основой определения начальной цены для аукциона. После того как закончилась дискуссия, продавать или не продавать, приватизировать или не приватизировать, возникает следующий важный вопрос – за сколько продавать?

На данном этапе начинается работа оценщиков. Оценка должна выполнять две основные функции: обеспечение законности приватизации и определения цены. В России фактически приватизация происходит с 1988 г., когда был принят закон о приватизации. А обязательность оценки при совершении сделок с государственным имуществом (любой сделки: купля-продажа, внесение в уставный капитал, обременение залогом) – только с 2003 г.

Вторая функция оценки – обеспечение защиты прав акционеров. Несомненно, это – одна из ключевых функций. Независимость оценщика при определении стоимости заключается в том, что необходимо определить реальную, обоснованную рыночную стоимость, за которую это предприятие, этот пакет акций можно продать заинтересованному инвестору. Именно фактор независимости защищает права акционеров. Понятно, что по завышенной цене покупателей приватизируемого пакета акций не будет, а по заниженной цене – их число будет огромным. И задача оценщика – нащупать ту грань, при которой появится первый покупатель, который будет готов купить предприятие по максимальной из возможных цен. Это и будет обеспечивать защиту прав акционеров данного предприятия.

Что должна обеспечивать оценка? Первое – независимость, т.е. в своей работе оценщик должен соблюдать принцип независимости. Второе – достоверность. Так как отчет об оценке является документом доказательной силы, то та величина стоимости, которая в нем отражена должна быть достоверной, она должна определять реальную величину стоимости предприятия в зависимости от того, рентабельное оно или нет, какой имущественный комплекс у этого предприятия имеется. Третье – прозрачность. Это один из ключевых моментов при формировании отчета об оценке. Любой пользователь отчета об оценке должен понимать, каким образом сформировалась стоимость предприятия.

 Основные этапы приватизации

С 1988 по 1991 г. более 2000 предприятий были приватизированы стихийно, т.е. без каких-либо нормативных документов и актов. С 1991 по 2003 г. рыночная стоимость пакетов акций предприятий рассчитывалась только на основании временных методических указаний. Эти методические указания уместились на трех страницах печатного текста, суть которых сводилась к следующему: из балансовой стоимости активов предприятия вычиталась балансовая стоимость его обязательств и получалась балансовая же стоимость собственного капитала. Отсюда следует, что годами амортизированное имущество имеет минимальную балансовую стоимость. Поэтому с 1992 по 2003 г. при акционировании 93 500 предприятий о рыночной оценке вообще не было никакой речи. Использовались только балансовые данные этих предприятий. Отчасти из-за этого до сих пор высказываются мнения, что приватизация с 1992 по 2003 г. была грабительская.

С 1993 по 1996 г. проводились залоговые аукционы, где рыночная оценка также не имела места. И только с 2003 г. заработал реальный механизм расчета рыночной стоимости акций предприятий. Иными словами, только с этого момента начался процесс определения достоверной рыночной стоимости пакета акций.

 Контроль над оценкой со стороны членов совета директоров

Однако с 2010 г. мы наблюдаем огромное число скандалов, уголовных дел и отставок, разоблачений, связанных с оценкой. Инструментом для совершения сделки купли-продажи является отчет об оценке, поэтому оценка является в этом процессе краеугольным камнем. Соответственно вид, в каком оценочная деятельность находится сейчас, требует совершенствования. Чтобы не допустить дальнейшего раскручивания спирали скандалов, целесообразно знать важные моменты, связанные с оценкой. Почему? Потому что их несоблюдение или их попрание влечет за собой большие риски и для членов совета директоров и для акционеров компаний.

Что целесообразно контролировать членам совета директоров? Первое – принимать посильное участие в подготовительных процедурах отбора оценочной организации. Очень важно при формировании процедуры отбора во главу угла поставить принцип независимости. Потому что когда предприятие пытается отобрать оценщика, генеральный директор или его заместители пытаются привлечь своих оценщиков, местных, знакомых, которые за небольшие деньги сделают то, «что нужно». Это в корне неправильная практика. Следует максимально погружаться в процесс отбора, чтобы выиграла самая достойная компания, потому что только она может сделать тот отчет об оценке, с которым в последствии не будет проблем.

Второе – согласование перечня имущества, входящего в состав объекта оценки для целей приватизации. Как правило, объектом приватизации являются пакеты акций компаний, 100% акций в большинстве случаев. На балансе у предприятия есть огромный объем имущества, которое требует государственной регистрации: здания, сооружения и земельные участки. Если на предприятии не оформлены должным образом документы (свидетельства, технические и кадастровые паспорта), т.е. не закреплено его право собственности на те или иные активы, то они не могут входить в состав имущественного комплекса и не могут быть учтены в отчете об оценке, так как право собственности на них не подтверждено. Более того, когда такой отчет об оценке попадает в Росимущество, в 100% случаев этот отчет получит отрицательную экспертизу. Поэтому крайне важно этот перечень сформировать корректно.

Согласование технического задания на оценку. Оценщик в своем отчете об оценке напишет и посчитает ровно то, что заказчик сформирует в техническом задании. Бывали случаи, когда менеджмент компании не может четко сформулировать объект оценки, т.е. когда нет четкой идентификации объекта. В этом случае получается отчет об оценке не конкретных активов, которые подлежат приватизации или продаже, о неких условных активов. В 100% случаев на такой отчет Росимущество выдает отрицательную экспертизу.

Четвертый пункт – согласование и утверждение результатов оценки. Результатом оценки является отчет об оценке рыночной стоимости объекта приватизации. При согласовании, когда совет директоров утверждает результаты оценки, соответственно  существуют определенные процедуры, которые должны быть выполнены прежде, чем отчет будет одобрен. Должно быть положительное заключение Росимущества или саморегулируемой организации оценщиков. Отчет должен соответствовать требованию Федерального закона «Об оценочной деятельности» и Федеральных стандартов оценки. Член совета директоров не должен согласовывать отчет об оценке, если не соблюдены отдельные требования закона об оценочной деятельности.

Пятое – контроль за соблюдением законодательных процедур на этапе согласования отчета об оценке. Согласования в Росимуществе, саморегулируемой организации оценщиков и федеральной антимонопольной службы, когда это необходимо, то есть когда крупная сделка проходит согласование в ФАС.

 

Стейкхолдеры рынка оценки в настоящее время

Самый главный регламентирующий документ – ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135 от 29.07.1998 года, который определяет всю жизнь оценочного сообщества. Затем есть Минюст, который регистрирует саморегулируемые организации оценщиков и сами СРО оценщиков, их в настоящее время одиннадцать. Над оценщиками есть Национальный совет по оценочной деятельности, который де-юре не может никаким образом регулировать оценочное сообщество, но де-факто пытается это делать. В настоящее время по всей России действует примерно 10 000 оценочных компаний, которые объединяют минимум 30 000 специалистов-оценщиков. Следующий кластер – потребители услуг: государственные компании, банки, страховщики, прочие корпоративные клиенты.

 

Проблемы рынка оценки сегодня

Одна из самых главных проблем – крайне низкое качество отчетов об оценке – как в части соблюдения законодательства, так и в части профессиональной подготовки самих оценщиков. Почему? – Потому что в настоящее время стандарты оценки сформулированы таким образом, что при желании один и тот же отчет можно признать и соответствующим и не соответствующим требованиям ФСО. Простой пример. В стандартах оценки записано, что в оценке должна быть отражена экономическая ситуация в стране, – иными словами, должен присутствовать краткий макроэкономический обзор. Но действует и другой принцип (он записан в ФСО): там не должно быть лишней информации, которую оценщик не использует в свои расчетах. Эти два принципа уже вступают в противоречие друг другу. При обзоре макроэкономики должен быть дан анализ инфляции, приведены данные по валовому национальному продукту, росту цен на нефть. Хотя реально из всех этих показателей оценщик использует только один – прогноз инфляции рубля.

Известна масса примеров крайне низкого уровня профессиональной подготовки отчетов: когда отчет об оценке, состоял из двух страниц: первая – титульный лист, на второй написано: «Я – оценщик такой-то. Считаю, что рыночная стоимость этого предприятия 100 млн руб.», – подпись, печать и все. О какой-то профессиональной подготовке отчета можно говорить в таком случае!

Следующая проблема – демпинговое ценообразования. Например, во Владимире в 2013 г. прошел конкурс, который выиграла компания за 300 тыс. руб. Это означает, что, заключая контракт, компания-оценщик доплачивает заказчику 300 тыс. руб.

Далее – коррумпированность рынка. То есть менеджмент компании или государственный заказчик требует от оценщика: «выигрывай за любую цену, хоть за минус миллион, я тебе это компенсирую, плюс компенсирую тебе твои реальные расходы, плюс дам небольшой бонус в виде премии». И заказчик понимает, что, заплатив даже по такой схеме деньги, он сэкономит больше на результатах оценки. Раз оценщик настолько коррумпирован, и коррумпированы все участники процесса, то в отчете об оценке будет написана та стоимость, которая нужна менеджменту компании. Налицо – нарушение принципа независимости оценщика.

Не работает механизм страхования профессиональной ответственности оценщиков. Многие оценочные компании имеют полисы страхования ответственности на 1 млрд руб., на 10 млрд руб. и т.д. Однако с 1999 г. не было ни одного случая выплаты по страховому полису в сфере оценки, а были только уголовные дела, посадки и отставки. Даже компенсационный фонд, который есть у саморегулируемых организаций, не был ни разу задействован. Потому что реально страховка не работает. Как только нанесен ущерб государству хоть на 1 руб., включается механизм уголовного преследования.

Далее – неработающий механизм объективной и профессиональной экспертизы отчетов об оценке. В некоторых саморегулируемых организациях заключение о подтверждении стоимости просто продается. То есть качество анализа отчетов об оценке и проведение экспертиз на подтверждение стоимости крайне низкое, потому что этот инструмент из инструмента вычищения рядов оценщиков и повышения доверия к отчетам об оценке превратился в инструмент обычной торговли – кто больше заплатит, тот и получит положительное заключение саморегулируемой организации. Сейчас в согласительной комиссии при Росреестре по Москве имеется огромное число дел, связанных с оспариванием результатов кадастровой оценки. В арбитражных судах проходят такие же дела, когда приходят две противоборствующие стороны – у одной отчет на 100 млн, у другой – на 10 млн, и у обеих сторон имеется подтверждение стоимости с заключением от саморегулируемой организации. Естественно, – от разных.

Вот типичные действия менеджмента государственной компаний при работе с оценочными организациями. Первое – отбор оценочной компании – либо без конкурса, либо с нарушениями требований ФЗ № 94 и 223. Отбор без конкурса – наверное, остался только на муниципальном уровне. Все федеральные заказчики организуют аукционы, но с большими нарушениями. Даже сейчас огромное число жалоб направляется в ФАС – в наж организации пытаются оспаривать результаты конкурса, потому что он был проведен некачественно, с существенными нарушениями законодательства.

Использование принципа минимальной стоимости услуг по оценке при определении победителя. Да, здесь у нас есть требования Федеральных законов № 94 и № 223 о том, что цена является одним из ключевых факторов. Но при отборе оценщиков и победителя нужно понимать, что дешево хорошо не бывает. И сейчас, заплатив 10 000 руб. за отчет об оценке, на выходе получается продукт, который Росимущество согласовывать не станет, и придется снова либо с этим оценщиком работать, а оценщик скажет: «Извините, вы мне заплатили всего 10 000 руб., я их отработал», – и просто откажется; либо проводить новый конкурс, отбирать нормального оценщика и проходить все заново.

Установление менеджментом минимальных сроков исполнения работ для оценочной компании. Известно, что качественная оценка бизнеса минимум составляет 3 недели. И когда при формировании документации устанавливается минимальный срок исполнения 5–6 рабочих дней, а оценочная компания, участвующая в этом конкурсе, ставит 2–3 дня, – понятно, что за 2–3 дня надежного отчета составить невозможно. За 2–3 дня оценщик напишет отчет, он его сдаст, но потребитель услуг, прочитает этот отчет об оценке и вынесет свой вердикт: «там полная ерунда, там опечатки, ошибки, там из другого отчета какие-то данные и реквизиты остались и т.д.». Иными словами, отчет об оценке будет согласовываться и исправляться ровно три недели, пока не получится тот документ, с которым уже можно работать.

Установление итоговой величины стоимости. Менеджмент заказчика требует: «Нам нужно, чтобы величина стоимости была 100 тыс. руб. или 100 млн руб.». Вот такая установка, она, во-первых, идет со стороны заказчика, то есть компания платит деньги за то, чтобы получить конкретный результат, на который рассчитывает. Но очень часто получается, что действительность и расчеты сертифицированного оценщика с огромным опытом показывает, что этот объект стоит в 2 или в 10 раз дороже, чем хочет заказчик. И опять начинается либо давление на оценщика, что неправильно, либо его «продавливают». Такой отчет об оценке отправляется на согласование в Росимущество, и в 100% случаев на него поступает отрицательное заключение. Корректнее, чтобы оценщик посчитал реальную рыночную стоимость. И потом уже, исходя из проекта отчета об оценке, посмотреть, можно исправить отчет или нет.

Низкое качество взаимодействия менеджмента компании с оценочной организацией. При сборе информации для оценки, оценщики выступают в роли заказчиков. Иными словами, формируется запрос, и юридические службы, финансовые службы, бухгалтерия подбирают документы. На этот процесс необходимо отводить специальное время. Этот процесс необходимо контролировать, чтобы была собрана качественная информация. Можно провести здесь аналогию со сборкой автомобиля: заказчик поставляет запчасти, а оценщики из этих запчастей собирает автомобиль и сдает его. Так вот – какого качества будут запчасти, такого качества будет и автомобиль.

Отсутствие специальных знаний в области оценки и законодательства об оценке при согласовании результатов. Требования законодательства необходимо знать и контролировать их соблюдение, чтобы все службы компании четко сформулировали, что они хотят, и что они получают на выходе. Все это приводит к срыву корпоративных процедур из-за отрицательных экспертиз из Росимущества.

Меры, направленные на улучшение ситуации на оценочном рынке. Во-первых, меры, связанные с улучшением взаимодействия между оценщиком заказчиком и собственником компании. Повышение уровня подготовки менеджмента заказчика в части вопросов, связанных с оценкой для целей приватизации. Можно выпустить материалы в формате брошюры или памятки, или еще какой-либо краткой инструкции о том, что необходимо знать. Во-вторых, участие в развитии рынка оценки Агентства стратегических инициатив. Было подключено Агентство стратегических инициатив, наблюдательный совет которого возглавляет Путин, а Медведев активно участвует в его работе. В настоящее время разработана «дорожная карта», намечающая выход из сложившейся ситуации, потому что доверие к отчетам об оценке и их качеству – крайне низкое.

Офис в Москве:
123100, Москва, ул. А. Северьяновой, 1/14
+7 (495) 707-23-00 — для корпоративных заказчиков
+7 (495) 707-22-03 — оценка жилой недвижимости

схема проезда
Офис в Санкт-Петербурге:
Санкт-Петербург, ул. Розенштейна,
д. 21, Бизнес-центр, офис 317
Телефон: +7 (812) 363-12-30

схема проезда

Hide|Show