EXPERT - consulting group
КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА «ЭКСПЕРТ»
Вход для Клиентов  На главнуюКонтактыКарта сайтаКонтактыEnglish version



08.11.2016Аккредитация в ПАО "НК Роснефть"
11.08.2016Совещание в Минэкономразвития России

Новости компании

07.07.2016Интервью генерального директора Михаила Васенина в Российской газете
06.07.2016КГ ЭКСПЕРТ в 20-ке крупнейших оценочных компаний России
29.06.2016Подтверждение системы качества ISO 9001:20151
Все новости компании  >>

комплексы АЗС

В настоящее время российский рынок Автомобильных Заправочных Станций (АЗС) продолжает свое дальнейшее развитие и становление, постепенно приближаясь к форме существования сходной с Европейским и Американским рынками. Лидирующее положение в развитии занимают территории Центрального округа России (особенно Москвы, Московской области, а также Санкт-Петербурга). В данных регионах сети АСЗ уже сформировалась и дальнейшее развитие рынка АЗС будет происходить, в основном, за счет технического совершенствования и развития уже существующих сетей. В регионах, напротив, развитие в первую очередь будет происходить за счет строительства новых АЗС и расширения уже существующих сетей.

    

К дальнейшему расширению сетей АЗС в России существует ряд предпосылок. Огромная территория Российской Федерации, требует развития и укрепления транспортной сети дорог для наращивания транспортных потоков. По методике Мирового банка, России при росте ВВП на 7% потребуется возводить до 17 тысяч километров новых дорог, что в 10 раз больше, чем строится сейчас. Это потребует, в том числе и развитие сети АЗС с сопутствующими услугами.

      

По данным Московской Топливной Ассоциации в Москве в настоящее время работают 738 коммерческих и 126 ведомственных АЗС, суммарный парк эксплуатируемых топливораздаточных колонок превышает 2400 единиц.

   

Большое количество операторов розничного рынка автобензинов и дизельного топлива владеет только одной автозаправкой. Это говорит о том, что в настоящий момент рынок не является высококонцентрированным и в розничной торговле имеется большое число мелких и независимых операторов. В среднем, за день одна АЗС в г. Москве отпускает от 20 до 40 тонн бензина, в зависимости от расположения и количества топливораздаточных колонок. Вместе с тем на розничном рынке автомобильного топлива Москвы происходят интеграционные процессы, в том числе снижение общего количества участников рынка за счет поглощения АЗС мелких компаний более крупными компаниями.

   

На территории Москвы и ближайшего Подмосковья почти все наиболее выгодные участки уже застроены АЗС, поэтому новые игроки на рынке либо скупают уже существующие АЗС, либо строят новые заправки на еще не занятых участках земли.

    

Помимо этого надо отметить, что в России увеличивается доля автомобилей работающих на газе, что может быть оправдано по причине растущих цен на бензин. Газовый монополист «Газпром» активно занимается развитием механизмов, которые могли бы стимулировать развитие проектов с применением газа на внутренних рынках. По оценкам экспертов российский рынок газового топлива вырос за последние три года примерно в три раза и в настоящий момент его ежегодный оборот составляет около 1 миллиарда долларов США. В настоящее время Газпром активно лоббирует идею перехода городского транспорта на газ. В связи с этим, некоторые участники рынка делают ставку на установку газозаправочного оборудования и предоставления услуг по установке на автомобили газобаллонного оборудования. В таком случае речь идет уже о Многотопливном Автозаправочном Комплексе (МАЗК).

   

Еще одной наблюдаемой тенденцией, характерной для развитых рынков является расширение функциональности сети заправочных станций, дополнение продажи топлива услугами (чаще всего это мойка, небольшой магазин и кафе или ресторан быстрого обслуживания).

   

Помимо этого на территории станции обязательно находится телефон, банкомат. Объем и спектр оказываемых услуг обычно увеличивается при удалении станции от крупных городов. Такая тенденция больше характерна для станций расположенных на крупных трассах. Активно также используются различные поощрительные программы, за покупку бензина начисляются очки, которые затем могут быть монетизированы. Еще одним источником дохода является размещение рекламы на АЗС. В связи с этим наблюдается следующая особенность. По мере роста конкуренции и развитии дополнительного сервиса на АЗС постепенно увеличивается доля услуг в общей сумме чистого дохода, приносимого станцией. За счет этого появляется возможность получать более высокие доходы при росте оптовых цен на бензин и уменьшении маржи. Такое уменьшение дохода компенсируется за счет доходов от дополнительных сервисов и стимулирования продаж сопутствующих услуг. Для заправочных объектов на Западе в настоящее время в совокупном доходе 60% это доходы от пристанционных магазинов и дополнительных услуг и 40% доходы от продажи топлива. В дальнейшем прогнозируется изменение этого соотношения в сторону80% и 20%. Такое положение отражает еще одну тенденцию, а именно, что в конкуренцию вступают не только топливные компании, но крупные торговые сети, для которых заправочный бизнес уже становится лишь незначительной частью операционной деятельности.

    

Поскольку наиболее развитым является рынок АЗС Москвы и Московской области, то он наиболее близок к такому направлению развития. Если рассматривать рынок по России в целом, то можно говорить о том, что он еще не сформировался и имеет потенциал для дальнейшего количественного роста, в то время как рынок АЗС Москвы и Московской области уже находится на таком этапе, когда его дальнейшее развитие возможно уже в качественном плане. При этом имеет место острая конкуренция крупных игроков за уже имеющиеся заправочные станции на территории Москвы.

Такое разделение определяет некоторые особенности при оценке рыночной стоимости АЗС. В стоимость станции также вносят вклад стоимости таких нематериальных активов, как местоположение станции, бренд, клиентская база, а также мастерство и опыт обслуживающего и управляющего персонала. Понятие бренда в данном случае учитывает доверие покупателей сети данных заправочных станций, что является особенно актуальным при большом разнообразии мелких заправочных станций с сомнительным качеством топлива. Необходимо также учесть, что стоимость заправки зависит и от ее масштаба (количество топливораздаточных колонок, наличие газозаправочного оборудования, наличие дополнительных торговых и технических сервисов.) Существенно может изменяться стоимость земельного участка, предназначенного для строительства заправочного комплекса, в зависимости от близости к столице или пересечению крупных магистралей.

    

Менеджер отдела оценки
коммерческой недвижимости

Романова Ольга Евгеньевна

тел.: (495) 707-23-00

e-mail: romanova@expertgroup.ru

Офис в Москве:
123100, Москва, ул. А. Северьяновой, 1/14
+7 (495) 707-23-00 — для корпоративных заказчиков
+7 (495) 707-22-03 — оценка жилой недвижимости

схема проезда
Офис в Санкт-Петербурге:
Санкт-Петербург, ул. Розенштейна,
д. 21, Бизнес-центр, офис 317
Телефон: +7 (812) 363-12-30

схема проезда

Hide|Show